Распоряжение Правительства УР от 03.08.2015 N 765-р "Об утверждении Концепции создания технопарка в сфере информационных технологий - ИТ-парка Удмуртской Республики"



ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 августа 2015 г. № 765-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ ТЕХНОПАРКА В СФЕРЕ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - ИТ-ПАРКА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Утвердить прилагаемую Концепцию создания технопарка в сфере информационных технологий - ИТ-парка Удмуртской Республики.

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
В.А.САВЕЛЬЕВ





Утверждена
распоряжением
Правительства
Удмуртской Республики
от 3 августа 2015 г. № 765-р

КОНЦЕПЦИЯ
СОЗДАНИЯ ТЕХНОПАРКА В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ - ИТ-ПАРКА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Способность к быстрой смене поколений техники и внедрению инноваций определяет технологическое лидерство страны и ее место в мире. Технологии и новые инновационные продукты в равной мере используются во всех странах современного мира, но появление и внедрение инновационных продуктов проявляется чрезвычайно неравномерно. Во всех отраслях идет острая борьба за лидерство в глобальной технологической конкуренции. Страны, позиции которых еще вчера казались непоколебимыми, начинают уступать в технологической гонке новым странам из новых регионов и вынуждены покидать рынок.
В России за 23 года (с 1992 по 2015 годы) создалась экономика, которая стала органичной частью мировой, в основном за счет разработки природных ресурсов. Почти 30% внутреннего валового продукта (ВВП) России - это результат продажи на мировом рынке газа, нефти, металлов, леса и других сырьевых продуктов или продуктов первого передела. Еще 38% ВВП России приходится на сектор инфраструктуры. В процессе встраивания экономики России в глобальное разделение труда выживали наиболее ликвидные отрасли народного хозяйства (в основном в сырьевых отраслях). Отечественные отрасли, которые можно было отнести к рынку высоких технологий, в это время сворачивались.
В результате за последние 23 года экономика России пережила масштабную деиндустриализацию. Было потеряно лидерство во многих отраслях промышленности. Количество экспортных позиций страны сократилось с 1991 года более чем в 15 раз. Произошло тотальное упрощение структуры отечественной промышленности.
В настоящее время Россия зависит не только от импорта современных технологий и сложной продукции (т.е. продукции на рынке высоких технологий), но и от импорта потребительских товаров. Доля России на рынке высоких технологий снизилась до символических 0,3% и сохраняется только за счет продукции военно-промышленного комплекса, ядерного и космического секторов экономики.
Ключевой задачей для России - по существу экономической, а по значимости и политической - является переход к экономике инновационного типа, позволяющей защититься от колебаний сырьевых цен. Только изменение типа экономического роста позволит России встать в один ряд с мировыми лидерами производства и существенно повысить свой экономический статус. Столь важный и необходимый стране переход на инновационный путь развития возможен лишь при условии эффективного и динамичного развития отраслей, определяющих научно-технический прогресс.
Опыт развитых в экономическом отношении стран свидетельствует о том, что приоритетными являются отрасли, относящиеся к высокотехнологичному сектору, которые, обладая передовыми технологиями, создают условия для прогрессивного развития других отраслей.
В последнее время среди терминов, связанных с информационно-коммуникационными технологиями, заметно выделяется слово "технопарк", обусловлено это, в частности, тем, что с технопарками связаны планы ускоренного роста высокотехнологичного сектора экономики. Смысл создания технопарка в том, чтобы сконцентрировать на единой территории специалистов общего профиля деятельности. Ученые могут в технопарке проводить исследования, преподавать в учебных заведениях и участвовать в процессе внедрения результатов своих исследований.
Более обобщенное определение можно обозначить как "Технопарк - комплекс объектов инновационной инфраструктуры, включая объекты инженерной и технологической инфраструктуры, технологический инкубатор, инфраструктуру для промышленного дизайна и прототипирования, инжиниринговые услуги, организацию производства и доступа к системам снабжения ключевых потребителей, обеспечивающий полный цикл услуг по размещению и развитию новых инновационных компаний".
Прообразом современных технопарков стала модель создания и развития Кремниевой долины в США. Трансформация определенных кластеров ИТ-индустрии в Кремниевую долину произошла естественным путем в 70-е годы 20 века, как впрочем и возникновение и самой индустрии.
Появление Кремниевой долины обусловлено наличием в одном месте следующих факторов: научных и образовательных центров (патенты, исследования, университеты, рынок труда и т.д.), инфраструктуры (аренда, земля, необходимые площади, электроэнергия, управляющие компании и т.д.), финансовых и законодательных институтов (лизинг, венчурные капиталы, законодательная база и т.д.). Именно Кремниевая долина может считаться технопарком, возникшим "естественным" путем - без активного участия государства.
Технопарк Матам в Израиле был одним из первых центров исследований, появившихся за пределами США и использовавший как основу модель Кремниевой долины. Первый этап формирования технопарка был значительно укорочен за счет муниципальных вложений. Матам был основан в 70-х годах 20 века экономической корпорацией Хайфы. Основатели смогли очень успешно использовать наличие необходимых факторов развития - наличие сильных технологических школ (университетов), рынка труда, финансовых и законодательных институтов и создать инфраструктурные условия для дальнейшего роста и развития парка.
Сегодня Матам один из самых развитых технопарков Израиля, который продолжает развиваться. В 2012 году территория Матама составляет примерно 220 тыс. кв. метров, планируется дальнейшее ее расширение на 100 тыс. кв. метров. Здания Матама имеют суммарную внутреннюю площадь порядка 270 тыс. кв. метров. Общее количество занятых в фирмах сотрудников превышает 8 тыс. человек. Основные высокотехнологические гиганты размещают в технопарке свои центры разработок и исследований. Технопарк находится в стадии стабильного развития, предлагая тем не менее возможности для постепенного развития всем своим ключевым клиентам-партнерам.
В 1990 году был начат проект первого индийского технопарка в Бангалоре. Правительство Штата Керала приняло концепцию технопарка для развития сектора высоких технологий в штате и с целью создания инфраструктуры, необходимой для такого развития. В 1991 году был заложен первый камень строительства, а в 1995 году он стал национальным проектом. Изначально в парке было только три здания, однако парк очень быстро развивался, и с начала 2001 года в Бангалоре открыли свои представительства уже 230 международных корпораций. Индийская ассоциация производителей программного обеспечения NASSCOM считает, что через три года число инженеров, работающих в бангалорских лабораториях, достигнет 65 тыс. человек. Здесь расположены научные центры Sun Microsystems, Intel Corp., Cisco Systems и др. Корпорация Intel увеличила число своих сотрудников в Бангалоре с 950 до 3000.
Сегодня в технопарке Бангалора более 10 зданий общей площадью примерно 279 тыс. кв. метров, хорошо развитая инфраструктура с достаточными для развития электрическими мощностями, коммунальными сетями и телекоммуникационными сетями, что делает его очень привлекательным для инвестиций и развития бизнеса.
Одно из достоинств Кремниевой долины - это система высшего образования, в первую очередь университеты Беркли (Berkeley) и Стэнфорд (Stanford). Они обучают новых специалистов, повышают квалификацию старых. Профессора этих университетов тесно связаны с индустрией Кремниевой долины и помогают ей оставаться лидером в области компьютерных технологий. Стэнфорд принимает около 6700 студентов и 8000 аспирантов из США и всего мира ежегодно. Кроме Стэнфорда в Кремниевой долине находится еще один всемирно известный университет - Беркли, который пользуется мировой известностью как один из лучших центров для подготовки специалистов по компьютерным и ИТ-технологиям, экономике, физике. При 130 факультетах Беркли организованы 14 колледжей и школ. Всего количество студентов университета - 36142, из них бакалавров - 25885, магистров и докторов - 10257.
Так же как и Кремниевая долина в США, технопарк Матам в Израиле пользуется преимуществом наличия сильной образовательной и научно-исследовательской базы, расположенной в непосредственной близости. Университеты, расположенные в Хайфе, ежегодно выпускают нужных высококвалифицированных специалистов.
В Хайфском университете обучаются примерно 17000 студентов и аспирантов. Университет выдает степени бакалавров, магистров, докторов и проводит профессорские и пост-докторские курсы. Кроме того, академический состав университета активно участвует в исследованиях: так, кафедра компьютерных наук разрабатывает алгоритмы и программы для лабораторий генной инженерии.
Кроме университета, в Хайфе также находится известный своими инновациями и дерзкими идеями Технион, который первоначально задумывался как политехнический институт для подготовки инженеров различного профиля для нужд развивающейся местной промышленности.
В Технионе 19 факультетов, 40 исследовательских центров и 11 научно-исследовательских институтов. Под эгидой Техниона работают 58 "технологических теплиц". Постоянный профессорско-преподавательский состав насчитывает 700 человек, множество известных ученых со всего мира приглашаются в институт для чтения лекций. В Технионе обучается 13000 студентов. Среди студентов Техниона - репатрианты и множество иностранных студентов более чем из 40 стран мира.
С середины XX века в Советском Союзе также начали формироваться прообразы современных технопарков, свои "кремниевые долины". Их возникновение было обусловлено теми же основными факторами - наличием квалифицированных кадров, учебных и экспериментальных лабораторий в вузах и присутствием крупных заказчиков (государственных отраслевых монополий - оборонной, нефтегазовой, аэрокосмической, атомной и т.п.). Однако директивное создание мощных универсальных центров технологий в отсутствие рыночной экономики привело к тому, что созданные в Советском Союзе информационно-коммуникационные кластеры в Зеленограде, Академгородке Новосибирска и ряде других мест оказались нежизнеспособны.
Являющийся одним из основных направлений "Стратегии 2020" курс на модернизацию экономики и развитие современных информационных технологий во всех сферах хозяйственной деятельности придал новый смысл термину "технопарк". В современных условиях в России возможно (и необходимо) создание кластеров высокотехнологичных компаний, помогающих в развитии частной предпринимательской инициативы в этих областях.
Нижегородский ИТ-парк "Анкудиновка" был создан "с нуля" правительством Нижегородской области как элемент инвестиционной политики региона. Имея доступ к кадрам, выпускаемым старейшим и одним из крупнейших в стране факультетом вычислительной математики и кибернетики (ВМК) Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (ННГУ) и рядом других вузов, наследуя традиции Нижегородской радиолаборатории, этот технопарк является достаточно обеспеченным квалифицированной рабочей силой. Находясь всего в 400 км от Москвы, Нижний Новгород оказывается в выигрышном положении с точки зрения транспортной доступности, оставаясь в 2 - 3 раза дешевле столицы с точки зрения стоимости жизни. Развитая инвестполитика правительства Нижегородской области и поддержка информационных технологий (ИТ), как приоритетного направления развития экономики области, позволяют получить экономические льготы гораздо менее крупным игрокам, наличие бизнес-инкубаторов решает вопрос доступности финансирования и обеспечения деятельности стартапов самого скромного размера. К недостаткам технопарка можно отнести следующее: кроме ИТ, область также активно поддерживает и иные отрасли, например, автомобилестроение и нефтехимию, что заставляет ИТ-стартапы конкурировать за поддержку правительства. Дополнительно можно указать на то, что близость к Москве играет также и против Нижнего Новгорода, так как трудовая миграция в столицу оказывается гораздо более простой и, зачастую, не требующей полного "отрыва" от малой родины.
В Нижнем Новгороде находятся 6 университетов, 4 академии. Всего в регионе насчитывается свыше 50 высших учебных заведений и филиалов. Основными потенциальными "поставщиками кадров" для предприятий высокотехнологического сектора можно назвать ННГУ и Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева (НГТУ).
ННГУ в настоящее время включает в себя 19 факультетов, 132 кафедры, 6 научно-исследовательских институтов. В университете обучаются около 40000 человек, около 1000 аспирантов и докторантов.
Технопарк Новосибирского Академгородка является естественным развитием уже существовавшего ранее советского кластера информационных технологий. Мощная ресурсная база вузов и научно-исследовательских институтов, репутация центра российской кибернетики (для Академгородка) и экономического центра Сибири (для Новосибирска) стали главными преимуществами этого технопарка. К положительным факторам следует также отнести относительно невысокую стоимость жизни в Новосибирске, а также наличие инфраструктуры (электроэнергия, транспорт) в регионе. К недостаткам технопарка можно отнести удаленность от финансового, экономического и делового центра - Москвы. Это затрудняет доступ к финансированию стартапов - проектов на ранней стадии развития - и ограничивает поддержку на федеральном уровне. Кроме того, менталитет и отношение россиян к внутренней миграции существенно ограничивается границами Новосибирской области/Сибирского Федерального округа. Наконец, даже совместные программы поддержки предпринимательства и инвестиционная политика области пока с трудом позволяют конкурировать с другими регионами, что также не способствует быстрому росту Технопарка. Наибольшая привлекательность его очевидна для крупных иностранных компаний, обладающих достаточными собственными средствами и наибольшим лоббистским потенциалом.
Новосибирск обладает достаточно развитой образовательной базой. Здесь присутствуют 25 высших учебных заведений с государственной аккредитацией, 5 из них потенциально отвечают нуждам индустрии, выпуская технических специалистов. Новосибирский государственный университет (НГУ) строился и развивался вместе с Новосибирским научным центром, ориентируясь на подготовку высококвалифицированных кадров для науки и образования. Со дня основания из стен НГУ вышли более 50 тысяч специалистов. Свыше 6 тысяч из них защитили кандидатские диссертации, более 1600 стали докторами наук. В Российскую академию наук избраны 48 выпускников НГУ.
НГУ обучает студентов на 14 факультетах, 30% имеют техническую специализацию, включая информационные и вычислительные технологии. Университет ведет интенсивную научно-исследовательскую деятельность по 106 темам, из которых около 50 относятся к областям физики, математики и вычислений.
Крупным образовательным и научным центром в Новосибирске, который отвечает рассматриваемым требованиям, является Новосибирский государственный технический университет (НГТУ). Ежегодно НГТУ выпускает около 6 тыс. специалистов. НГТУ ведет многоуровневую подготовку по 79 направлениям (бакалавриат, магистратура) и 5 специальностям высшего профессионального образования - техническим, социально-экономическим и гуманитарным, а также по 8 специальностям и направлениям среднего профессионального образования. Продолжается работа по лицензированию новых направлений подготовки. В составе университета 11 факультетов. Ученые НГТУ ведут фундаментальные и прикладные научные исследования, участвуют на конкурсной основе в ряде федеральных и министерских научных программ. Научная деятельность ведется в 26 научных школах.
Московский Технопарк "Сколково" должен был решить многие проблемы, характерные для российских технопарков. Созданный и поддерживаемый на высшем федеральном уровне, он получил необходимое финансирование и развивается наиболее интенсивно. Более чем на порядок крупная Москва (по сравнению с Новосибирском или Нижним Новгородом) позволяет обеспечить кадрами организацию практически любого размера. Доступность финансирования (в том числе - венчурного), привлекательность с миграционной точки зрения, присутствие практически всех мировых лидеров ИТ-индустрии делают эту площадку очень привлекательной и перспективной. Однако очень высокая стоимость жизни и ведения бизнеса, а также существенная "политизированность" самого технопарка (как обратная сторона покровительства федерального центра) существенно снижают его привлекательность. Отсутствие "универсальной" инвестиционной политики, обеспечивающей равные возможности для получения льгот и господдержки для резидентов технопарка, также требуют наличия существенного "веса" при лоббировании интересов резидентов, что также играет против "Сколково". Наконец, нужно заметить, что технопарк был создан не на основе давно существовавшего ИТ-кластера (которых в окрестностях предостаточно - Зеленоград, ИТ-парк Московского государственного университета и т.д.), а "с нуля", что также является определенным недостатком.
По сравнению с Нижним Новгородом и Новосибирском Москва обладает существенно большей образовательной и научно-исследовательской базой. Список вузов насчитывает, по разным источникам, от 159 до 289 лицензированных высших учебных заведений. Наиболее известные из них, имеющие в программе обучения информационные технологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ), Московский инженерно-физический институт, Московский авиационный технологический институт - Российский государственный технологический университет им К.Э. Циолковского, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана.
Крупнейшим вузом Москвы является МГУ им. Ломоносова. МГУ включает в себя 15 научно-исследовательских институтов, 40 факультетов, более 300 кафедр и 6 филиалов (в том числе пять зарубежных - все в странах СНГ). В университете обучается около 35 тысяч студентов по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, 5 тысяч аспирантов, докторантов, соискателей и 10 тысяч слушателей подготовительных отделений, в общей сложности около 50 тысяч человек. На факультетах и в научно-исследовательских центрах работают 4 тысячи профессоров и преподавателей, около 5 тысяч научных сотрудников. В перечне приоритетных исследований университета только в Москве 100 направлений. Из них в области математики, физики, кибернетики - 31.
Рассматривая только МГУ, как один из крупнейших научно-образовательных центров в Москве, можно с уверенностью утверждать, что Москва обладает более чем достаточной образовательной и научной базой для того, чтобы компании ИТ-сектора не испытывали сомнений в наличии специалистов.
Особняком среди существующих технопарков стоит группа технопарков, собирающихся в Татарстане. Два запущенных ИТ-парка в Казани и Набережных Челнах по федеральной программе Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации позволяют аккумулировать те компетенции, которые регион имеет, являясь крупным технологическим и машиностроительным центром страны. Новый проект Татарстана - Иннополис - фактически является реализацией государственного научного городка с возможностью для технологических компаний разместить свои ресурсы вблизи большого города (Казань) вместе с выделенными ресурсами технопарков, нового самостоятельного университета и достаточной инфраструктуры для удержания специалистов. Совокупность искусственно созданных и в общем сбалансированных объектов инфраструктуры в рамках одного региона с несомненной поддержкой регионального и федерального правительства позволяет говорить о выстраивании нового центра притяжения ИТ-компетенций.
Казанский федеральный университет (КФУ), ядром которого является Казанский государственный университет, объединил несколько ведущих вузов Республики Татарстан, среди которых Казанский государственный финансово-экономический институт, Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, Елабужский государственный педагогический университет. На материально-технической базе вошедших в КФУ вузов образованы 19 институтов и два факультета, включая Институт геологии и нефтегазовых технологий, Институт управления и территориального развития, Институт экономики и финансов, Институт физической культуры, спорта и восстановительной медицины, Высшая школа информационных технологий, некоторые другие учебные подразделения.
Университет Иннополис, созданный в конце 2012 года в сотрудничестве с университетом Карнеги - Меллон (США) и рядом венчурных фондов, первый федеральный ИТ-университет, специализирующийся на образовании в областях информационных технологий и инноваций, рассчитанный на обучение 5 тыс. студентов.

Миссия, цели и задачи ИТ-парка

Предметом деятельности ИТ-парка является создание условий, благоприятных для организации, развития и деятельности инновационных предприятий, в первую очередь малых и средних, инновационных проектов крупных компаний, для ускоренного производственного освоения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изобретений и открытий, создание конкурентоспособных, экспортоориентированных и импортозамещающих технологий, товаров и услуг и доведение их до конечного потребителя.
Идея создания ИТ-парка заключается в концентрации на определенной территории компаний, специализирующихся в области информационно-коммуникационных технологий и обладающих инновационным потенциалом, позволяющим обеспечить высокий уровень предложений высокотехнологичной продукции на профильном рынке сбыта.
Резидентами ИТ-парка станут компании, специализирующиеся на разработке программного обеспечения и развитии информационных технологий. Резиденты могут выступать в роли арендаторов либо собственников объектов ИТ-парка и потребителей предоставляемых ИТ-парком услуг, обеспечивать поддержание инновационной среды ИТ-парка путем генерации инновационных идей и перевода их в практическую плоскость, активного участия в процессе получения и обмена знаниями и результатами интеллектуальной деятельности.
Необходимым условием деятельности ИТ-парка является его направленность на содействие предприятиям в сфере науки и высоких технологий, в том числе резидентам, чья деятельность относится к перечню приоритетных направлений науки, технологии и техники в Российской Федерации.
Создание технопарка способствует структурному изменению региональной экономики путем увеличения доли инновационной продукции с повышенной добавленной стоимостью. Это позволит создать рабочие места с более высокой оплатой труда и более высокой мотивацией, направленной на создание и использование в бизнесе новых знаний и технологий, что, в конечном счете, приведет к повышению уровня жизни населения.
Миссия ИТ-парка - создание и развитие общей среды научного, образовательного и производственного потенциала в сфере информатизации для стимулирования более высокого роста отрасли информационных технологий в Удмуртской Республике.
Основной целью создания ИТ-парка является обеспечение развития научно-производственного потенциала Удмуртской Республики в сфере информационных технологий и создание условий роста для предприятий, работающих в данной сфере, а также обеспечение успешной интеграции региона в современное информационное общество путем постепенной реструктуризации региональной экономики за счет устойчивого роста доли высокорентабельной инновационной продукции в сфере информационных технологий. Достижение синергетического эффекта возможно от использования ресурсов разных компаний и научных организаций, совместно находящихся и взаимодействующих в ИТ-парке, от проведения активной политики по продвижению продуктов компании технопарка и установлению взаимоотношений с возможными потребителями и заказчиками, инвестиционными институтами. Синергетический эффект выражается в повышении конкурентоспособности резидентов ИТ-парка за счет снижения операционных издержек, сокращения сроков поиска практического применения инновационных идей и заказов на разработки, роста уровня новых продуктов, обеспечения молодыми специалистами и системой их подготовки.
Цели деятельности ИТ-парка:
содействие созданию, поддержке и развитию инновационного предпринимательства и инновационных предприятий, реализация венчурных проектов в сферах информационных и высоких технологий;
создание благоприятной среды для развития малого и среднего инновационного предпринимательства в сферах информационных и высоких технологий;
передача технологий от разработчиков в различные сектора промышленности, содействие партнерству между государственным и частным секторами экономики в сферах информационных и высоких технологий;
решение вопросов включения малого и среднего инновационного предпринимательства, коллективов ученых и разработчиков в международную кооперацию, опережающее развитие экспортно ориентированных инновационных производств в сферах информационных и высоких технологий;
обеспечение доступа компаний, работающих в сферах информационных и высоких технологий к современной инфраструктуре, в том числе к уникальным испытательным площадкам, производственному и лабораторному оборудованию;
создание нового комплекса научно-производственных и инфраструктурных объектов в сферах информационных и высоких технологий в Удмуртской Республике;
создание нового комплекса межвузовского и послевузовского обучения специалистов, работающих в сфере информационных и высоких технологий в Удмуртской Республике;
создание условий для ускоренного взаимодействия между участниками рынка информационных технологий путем обмена знаниями, технологиями, опытом и разработками в сфере информационно-коммуникационных технологий;
аккумуляция и коммерциализация высокотехнологичных проектов;
обеспечение реализации полного цикла развития инновационных компаний, работающих в Удмуртской Республике в сферах информационных и высоких технологий;
содействие обеспечению технологической и экономической безопасности России в сферах информационных и высоких технологий;
содействие созданию высокопроизводительных рабочих мест.
Задачи ИТ-парка:
формирование и развитие рыночной инфраструктуры, создаваемой в интересах малых и средних инновационных предприятий, коммерциализирующих, прежде всего, результаты научных исследований и разработок, а также для обособленных проектов с инновационной составляющей, развиваемых крупным бизнесом в сферах информационных и высоких технологий;
оказание помощи в создании и развитии малых инновационных предприятий, предназначенных для коммерциализации исследований и разработок в сферах информационных и высоких технологий;
привлечение к активной предпринимательской деятельности профессорско-преподавательского состава и студентов высших учебных заведений, сотрудников научных организаций, отдельных ученых и специалистов, содействие реализации их идей в сферах информационных и высоких технологий;
обучение и подготовка инновационных предпринимателей и специалистов в сфере инновационного менеджмента и маркетинга инноваций, повышение уровня их профессиональных, правовых, экономических и управленческих знаний;
содействие разработке и реализации, научно-технических проектов и программ в сферах информационных и высоких технологий, направленных на создание наукоемких технологий и конкурентоспособной продукции, ускоренное их освоение в производстве;
формирование территориальной инновационной системы, ориентированной на эффективное использование научно-технического потенциала Удмуртской Республики, с целью ускоренного освоения новой техники и наукоемких технологий, участие в разработке и реализации региональных целевых инновационных программ и проектов;
организация и осуществление международного научно-технического сотрудничества в сферах информационных и высоких технологий во всех его формах в соответствии с законодательством Российской Федерации;
реализация инвестиционного проекта создания ИТ-парка с использованием государственно-частного партнерства;
привлечение в ИТ-парк в качестве резидентов лидеров ИТ-рынка.
Пути реализации ИТ-парком поставленных задач:
привлечение на свою территорию институтов развития и других финансовых институтов, организаций, оказывающих содействие в финансировании, либо коммерциализации инновационных проектов в сферах информационных и высоких технологий;
осуществление экспертизы и конкурсного отбора инновационных, научно-технических проектов, имеющих коммерческий, внешнеэкономический и импортозамещающий потенциал и направленных на производство новой продукции и услуг на основе передовой техники и наукоемких технологий в сферах информационных и высоких технологий;
содействие начинающим предпринимателям в организации малых предприятий, занимающихся реализацией отобранных инновационных проектов в сферах информационных и высоких технологий;
привлечение на территорию Удмуртской Республики действующих инновационных предприятий и проектов крупных компаний, направление деятельности которых соответствует целям и задачам ИТ-парка;
оказание действующим в составе ИТ-парка предприятиям помощи в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, производственного освоения их результатов;
предоставление инновационным предприятиям на договорной основе лабораторных, экспериментально-производственных площадей, оборудования для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, офисных, производственных, складских, учебных и других помещений, конференц-залов и аудиторий;
оказание юридических, организационных, финансовых, инжиниринговых, маркетинговых, хозяйственных и иных услуг резидентам ИТ-парка;
организация взаимодействия инновационных предприятий технопарка с техплатформами, вузами, финансовыми учреждениями, научными организациями, промышленными предприятиями, их объединениями;
осуществление взаимодействия с центрами кластерного развития субъектов малого и среднего предпринимательства, работающими в сферах информационных и высоких технологий;
содействие привлечению инвестиций в инновационные, научно-технические проекты, реализуемые расположенными в ИТ-парке резидентами, специализирующимися в профильных для ИТ-парка направлениях коммерциализации, результатов научно-технических исследований, разработок, изобретений;
предоставление информации по инновационным предложениям и продуктам, реализуемым и создаваемым на территории технопарка, в том числе возможным партнерам предприятий ИТ-парка, продавцам и покупателям интеллектуальной собственности, научно-технической продукции и услуг о возможностях предприятий ИТ-парка;
оказание помощи резидентам ИТ-парка в патентно-лицензионной и правовой сферах, в области защиты интеллектуальной собственности;
осуществление других видов деятельности, направленных на реализацию целей и задач, предусмотренных учредительными документами, и не запрещенных законодательством Российской Федерации;
заключение соглашений о сотрудничестве с научно-исследовательскими институтами (НИИ) и (или) высшими учебными заведениями (вузами), предметом которых является участие представителей вузов в экспертной деятельности ИТ-парка, направление инновационных проектов для реализации на территории ИТ-парка, привлечение к работе ИТ-парка студентов и (или) выпускников высших учебных заведений и (или) сотрудников научно-исследовательского института;
предоставление резидентам ИТ-парка базовых сервисов;
предоставление стратегическим инвесторам ИТ-парка привилегированного доступа к базе инновационных проектов ИТ-парка, региональной базе ИТ-кадров, базе субконтрактинга в ИТ-сфере.

Концепция и структура ИТ-парка

Концепция создания ИТ-парка - создание развитой инфраструктуры, готовой для организации рабочего процесса, процесса отдыха, обмена опытом, обучения сотрудников компаний, работающих в сфере информационных технологий. ИТ-парк - здание офисного типа, со свободной планировкой и возможностью оперативного разделения внутреннего пространства на самостоятельные зоны для организации работы разных компаний и структур.
Основные тезисы создания ИТ-парка:
формирование внутри ИТ-парка профильной ИТ-субкультуры, ориентированной на интеграцию в региональное ИТ-сообщество;
привлечение студентов и школьников профильных старших классов к выполнению работ для региональных ИТ-компаний на этапе обучения (производственная практика);
развитие в ИТ-парке института менторов Start-Up проектов;
в управляющей компании ИТ-парка создание подразделения, обеспечивающего продвижение инновационной ИТ-продукции региональных предприятий на внешние рынки;
расположение на территории ИТ-парка представительств потенциальных стратегических инвесторов - международных, российских и региональных ИТ-компаний;
предоставление стратегическим инвесторам ИТ-парка привилегированного доступа к базе инновационных проектов ИТ-парка, региональной базе ИТ-кадров, базе субконтрактинга в ИТ-сфере;
привлечение представителей венчурного капитала и стратегических инвесторов на самых ранних стадиях развития инновационных проектов ИТ-парка;
привлечение банковской инфраструктуры для адаптации программ проектного финансирования для ИТ-сферы;
создание инвестиционного фонда ИТ-парка с привлечением в его попечительский совет ведущих специалистов ИТ-сферы всех уровней;
создание совместных образовательно-учебных структур с образовательными учреждениями, содействующих объединению и координации интеллектуального, научно-технического и технологического потенциала, для повышения качества подготовки кадров.
Отличительной чертой технопарка является высокая степень инновационной активности резидентов, которая является результатом сложения следующих факторов:
нахождение резидентов на общей территории обеспечивает оперативное взаимодействие и установление деловых связей, знание возможностей и потребностей друг друга экономит значительные временные и финансовые ресурсы;
организация рабочего пространства на площадях коллективного использования максимально увеличивает вероятность потенциальных встреч между резидентами за счет проведения совместных конференций, обедов, круглых столов, кофе-брейков, праздников и выставок;
наличие учебного центра и бизнес-инкубатора предоставляет возможность инновационным компаниям осуществлять послевузовскую подготовку и переподготовку кадров, а также попытаться реализовать свои идеи и выйти на рынок с собственным продуктом;
целенаправленные усилия управляющей компании по продвижению ИТ-продукции облегчают кооперацию между резидентами за счет организации встреч с потенциальными заказчиками и разработчиками инновационного продукта.
Крупные компании как держатели контрактов на разработку и создание конкретной продукции заинтересованы в привлечении на условиях субподряда малых инновационных компаний, которые разрабатывают определенный высокотехнологичный продукт.
Участниками создания ИТ-парка выступают:
Правительство Удмуртской Республики обеспечивает управление созданием и функционированием ИТ-парка, предоставляет земельный участок для размещения объектов ИТ-парка, финансирует создание объектов ИТ-парка и инфраструктуры;
альянс региональных компаний в области информационных технологий выступает инициатором создания ИТ-парка. Участвует в привлечении якорных резидентов ИТ-парка;
партнеры ИТ-парка (инвесторы) участвуют в строительстве объектов ИТ-парка в соответствии с инвестиционными договорами с застройщиком за счет собственных и привлеченных средств на предоставленном застройщику земельном участке с соблюдением единого градостроительного замысла;
высшие учебные заведения (ФГБОУ ВПО "Удмуртский государственный университет" (УдГУ) и ФГБОУ ВПО "Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова" (ИжГТУ)) выступают источником молодых специалистов в области информационных технологий, выступают инициатором ИТ-конференций, межуниверситетских форумов, семинаров, презентаций и конкурсов по отбору лучших идей и разработок в области информационных технологий, обеспечивают сотрудничество и взаимодействие ИТ-парка с ведущими университетами мира, специализирующимися на информационных технологиях, проводят экспертизу и определяют целесообразность развития предлагаемых идей и проектов в бизнес-инкубаторе;
бизнес-инкубатор, размещаемый в ИТ-парке, в котором на льготных условиях на срок, обычно не превышающий 3 (три) года, располагаются малые начинающие инновационные предприятия;
резиденты технопарка выступают арендаторами или собственниками объектов ИТ-парка и потребителями предоставляемых ИТ-парком услуг, обеспечивают поддержание инновационной среды ИТ-парка. Малые и средние предприятия-резиденты, вышедшие из инкубатора, но пожелавшие остаться на территории технопарка, а также основные резиденты технопарка, которые могут быть представлены предприятиями, которые пришли в технопарк из высших учебных заведений, научных центров, промышленных предприятий; дочерними фирмами, филиалами, отделениями, проектными предприятиями крупных предприятий и корпораций;
управляющая компания, сервисные предприятия и (или) подразделения, предоставляющие компаниям ИТ-парка информационные, юридические, патентные, лицензионные, инжиниринговые, маркетинговые, бухгалтерские, финансовые, рекламно-издательские и другие услуги, не противоречащие целям и задачам деятельности технопарка.
Размещение ИТ-парка:
размещение в центральной части г. Ижевска с хорошей развитой инфраструктурой и транспортной доступностью;
использование планировочных и архитектурных решений, позволяющих обеспечить невысокую себестоимость строительства ИТ-парка;
доступные инженерные коммуникации (электричество, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение и т.п.).

Характеристика объектов ИТ-парка

1. Офисные помещения свободной планировки площадью до 10000 кв. м. Офисные помещения предназначаются для размещения сотрудников ряда компаний (резидентов ИТ-парка).
Требования к помещениям:
расчет обеспеченности помещения инфраструктурой должен исходить из предположения размещения одного сотрудника на 2 кв. м;
быстровозводимые перегородки для организации отдельных выделенных кабинетов. Перегородки должны давать возможность разделять внутреннее пространство с кратностью 50 кв. м;
стены/перегородки должны иметь возможность организации самостоятельной входной группы для помещений кратностью 50 кв. м;
структурированная кабельная сеть (СКС):
по всей территории офисных помещений должна быть проложена СКС с возможностью подключения сотрудников резидентов ИТ-парка;
вся коммутация и разводка СКС должна быть проведена в центр обработки данных (ЦОД);
на этажах должны быть организованы промежуточные кроссовые панели, связанные с ЦОД по оптоволокну;
у каждого рабочего места должны быть организованы два порта доступа к СКС (компьютер и IP-телефон);
размещение кабель-каналов и розеток не должно лишать возможности быстрого изменения конфигурации помещения. Все порты должны находиться либо вдоль постоянных стен и перегородок либо в полу с использованием лючков;
энергетика. Каждое рабочее место должно быть обеспечено возможностью подключения 5 розеток 220 В (компьютер, монитор, IP-телефон, локальное освещение, периферия), 3 из 5 розеток должны иметь гарантированное и чистое энергоснабжение (подробнее в разделе "Энергообеспечение");
оснащение типовой мебелью. Резидентам ИТ-парка должны предлагаться типовые наборы мебели для размещения разных категорий специалистов (руководители, аналитики, программисты, дизайнеры, системные администраторы, маркетологи). Преимущественно предлагается размещение резидентов с использованием типовой мебели на принципе аренды;
покрытие пола должно быть антистатичным и предполагать возможность размещения лючков для доступа к СКС и электрическим розеткам;
кондиционирование. Помещение должно иметь систему центрального охлаждения воздуха с возможностью управления температурой в выгороженных помещениях;
внешнее освещение. Помещение должно иметь достаточное естественное освещение с возможностью затенения (для избегания появления бликов на мониторах сотрудников);
охранно-пожарная сигнализация - в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами и регламентирующими документами;
лифт - в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами и регламентирующими документами.
Рекомендуемыми арендными ставками для аренды помещений технопарка являются (для расчета на 2015 год. На последующие годы формирование стоимости аренды должно определяться управляющей компанией с учетом мнения всех резидентов ИТ-парка):
для офисных помещений - не более 500 рублей за 1 кв. м в месяц;
для производственных и складских помещений - не более 300 рублей за 1 кв. м в месяц;
для лабораторных помещений - не более 400 рублей за 1 кв. м в месяц.
2. Центр обработки данных (далее - ЦОД).
В ЦОД ИТ-парка планируется разместить серверные мощности Правительства Удмуртской Республики, администраций районов и городов Удмуртской Республики (по согласованию), ИТ-компаний - резидентов ИТ-парка, крупных промышленных и торговых предприятий и холдингов Удмуртской Республики и Российской Федерации, заинтересованных в размещении серверных ресурсов и мощностей.
К ЦОД ИТ-парка применяются следующие требования:
емкость ЦОД - не менее чем 200 стоек;
обеспечение гарантированного, "чистого" электропитания, достаточного для полноценной работы ЦОД. Расчет потребления на одну стойку 15 кВт;
обеспечение гарантированного (зарезервированного) охлаждения ресурсов ЦОД. Система охлаждения должна полноценно функционировать для ЦОД при выключенном внешнем электропитании. Питание должно происходить от системы бесперебойного питания и дизель-генераторов;
обеспечение возможности разделенного контроля доступа для размещения ресурсов и серверных мощностей разных организаций на разных условиях (аренда серверных ресурсов, аренда стоек, аренда места для установки собственных ресурсов). Система контроля доступа и безопасности должна быть достаточная для того, чтобы резиденты ЦОД могли пройти аттестацию размещенных ресурсов по требованиям защиты информации;
ЦОД должен быть оснащен фальшполом;
в ЦОД должна быть организована подвесная система размещения коммуникаций (лотки, направляющие, кабель-каналы);
обеспечение системы газопожаротушения;
обеспечение внутреннего видеонаблюдения за ЦОД с возможностью хранения записи;
обеспечение отдельно выделенной зоны для размещения специалистов, обслуживающих ЦОД;
обеспечение выделенной зоны для сотрудников охраны доступа в ЦОД.
3. Энергообеспечение.
Планируется выделение нескольких контуров энергоснабжения:
"чистое" гарантированное энергообеспечение ЦОД, рассчитанное под полную нагрузку всех жизнеобеспечивающих систем ЦОД;
"чистое" гарантированное энергообеспечение рабочих мест сотрудников резидентов ИТ-парка;
обеспечение энергоснабжения периферийных устройств на рабочих местах сотрудников резидентов ИТ-парка;
энергоснабжение систем освещения.
Для обеспечения гарантированного энергообеспечения должно быть предусмотрено подключение энергоснабжения по 1-й категории с использованием дизель-генератора. Система бесперебойного питания должна обеспечивать полную нагрузку на сеть при работающем (полностью загруженном) ЦОД и работающих сотрудниках резидентов ИТ-парка на время достаточное для запуска дизель-генератора.
В ИТ-парке планируется разместить:
межвузовскую базовую кафедру высших учебных заведений (ИжГТУ и УдГУ, по согласованию) в сфере информационных технологий. Размещение в помещениях Правительства Удмуртской Республики в ИТ-парке на основании долевого участия;
зал для мероприятий на 300 мест, оснащенный современным проекционным и звукоусиливающим оборудованием. Размещение в помещениях Правительства Удмуртской Республики в ИТ-парке на основании долевого участия;
учебная аудитория на 100 посадочных мест, оснащенная столами, современным проекционным и звукоусиливающим оборудованием. Размещение в помещениях Правительства Удмуртской Республики в ИТ-парке на основании долевого участия;
3 учебные аудитории на 30 человек, оснащенные столами, современным проекционным и звукоусиливающим оборудованием. Конфигурация мебели должна позволять формировать различные форматы общения преподавателя и студентов. Должна быть возможность гибкой трансформации. Размещение в помещениях Правительства Удмуртской Республики в ИТ-парке на основании долевого участия;
лаборатория робототехники - учебная аудитория, предназначенная для изучения на практике основ робототехники, беспилотных аппаратов, оснащенная компьютерной техникой, наборами по изучению основ робототехники и современным проекционным оборудованием;
лаборатория трехмерного моделирования и печати - учебная аудитория, предназначенная для изучения на практике основ трехмерного моделирования и печати, оснащенная компьютерной техникой, 3D-принтерами и современным проекционным оборудованием;
Агентство информатизации и связи Удмуртской Республики. Всего должно быть размещено 24 человека. Размещение в помещениях Правительства Удмуртской Республики в ИТ-парке на основании долевого участия;
удостоверяющий центр Правительства Удмуртской Республики, действующий на базе бюджетного учреждения Удмуртской Республики "Ресурсный информационный центр Удмуртской Республики". Обособленное помещение (30 кв. м) для работы с криптосредствами и помещение для работы с посетителями (30 кв. м). Размещение в помещениях Правительства Удмуртской Республики в ИТ-парке на основании долевого участия;
бюджетное учреждение Удмуртской Республики "Ресурсный информационный центр Удмуртской Республики". Всего должно быть размещено 58 человек на площади 500 кв. м с учетом размещения удостоверяющего центра Правительства Удмуртской Республики. Размещение в помещениях Правительства Удмуртской Республики в ИТ-парке на основании долевого участия;
общая переговорная комната для проведения совещаний и переговоров на 25 человек, оснащенная современным проекционным оборудованием и оборудованием для проведения видео-конференц-связи. Размещение в помещениях Правительства Удмуртской Республики в ИТ-парке на основании долевого участия;
бизнес-инкубатор для начинающих компаний в сфере информационных технологий. Помещение, оснащенное минимально необходимой мебелью и инфраструктурой, для размещения на конкурсной основе начинающих предпринимателей на льготных условиях. Площадь размещения бизнес-инкубатора - 1000 кв. м. Размещение в помещениях Правительства Удмуртской Республики в ИТ-парке на основании долевого участия;
образовательное учреждение "Станция юного техника" в сфере информационных технологий для организации дополнительного образовательного процесса для учащихся школ Удмуртской Республики. В составе три помещения: полноценный учебный класс, оснащенный компьютерной техникой, наборами по изучению основ робототехники и современным проекционным оборудованием, преподавательская лаборатория. Размещение в помещениях Правительства Удмуртской Республики в ИТ-парке на основании долевого участия;
представительство (кафедра) ИТ-лицея Удмуртской Республики - учреждения средне-специального образования по направлению обучения в сфере информационных технологий;
ситуационный центр Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и проект 112 (по согласованию);
представительство венчурных фондов, работающих в сфере высоких технологий;
представительство крупных ИТ-компаний (Яндекс, Mail.ru, 1С и т.п.);
представительства операторов связи;
помещение гостиничного типа для размещения 5 самостоятельных номеров для гостей ИТ-парка и для гостей - резидентов ИТ-парка;
зона общественного питания и неформального общения для резидентов и гостей ИТ-парка. Кафе-ресторан с просторной зоной и размещением посадочных мест, достаточно комфортных для организации неформального общения в рабочее время. Зона кафе-ресторана должна обладать достаточной конфигурацией для организации приемов (торжественный обед/ужин) до 150 человек. Нахождение в зоне свободного доступа (до зоны пропускного контроля в ИТ-парк). Размещение в помещениях Правительства Удмуртской Республики в ИТ-парке на основании долевого участия, переданных на условиях аренды компании, профессионально занимающейся услугами в сфере общественного питания;
административно-хозяйственные помещения, гардероб, помещение службы охраны и контроля доступа и т.п.;
паркинг для авто-, мото-, велотранспорта резидентов и гостей ИТ-парка. Расчет парковочных мест исходя из количества сотрудников - резидентов ИТ-парка;
внешние инженерные объекты: внешние сети гарантированного электроснабжения, обеспечивающие жизнедеятельность ИТ-парка при отключении внешнего электропитания.
ИТ-парк самостоятельно формирует свою организационную структуру, которая утверждается высшим органом управления ИТ-парка, если иное не предусмотрено учредительными документами. Структура ИТ-парка определяется исходя из основных направлений и специфики его деятельности - информационные технологии.
Для реализации своих задач ИТ-парк может организовывать в своем составе центры коллективного пользования, центры коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов интеллектуальной деятельности, включая лаборатории, конструкторские бюро, опытные производства, компьютерные и учебные центры, службы коммерции и маркетинга, комплексы технического обслуживания, стандартизации, сертификации и другие.
Условия функционирования ИТ-парка:
нормативно-правовое обеспечение - наличие положений об ИТ-парке, о структурных подразделениях ИТ-парка, договоров о сотрудничестве с предприятиями, организациями, учреждениями;
программно-методическое обеспечение - наличие различных методических материалов, в том числе регламента отбора и оценки потенциальных резидентов ИТ-парка и бизнес-инкубатора, регламента управления проектами бизнес-инкубатора;
материально-техническое обеспечение - наличие помещений, соответствующих нормам санитарно-эпидемиологического нормирования, правилам по технике безопасности и пожарной безопасности, оборудованных в соответствии с современными требованиями;
кадровое обеспечение - наличие работников, способных осуществлять и организовывать поддержку инновационной деятельности на территории ИТ-парка;
финансовое обеспечение, источниками которого являются:
средства бюджетов различных уровней (в том числе грантовая поддержка);
средства, полученные за счет собственной деятельности, в том числе от получения арендной платы от предпринимателей-резидентов и оплаты за услуги, оказываемые предприятиями-резидентами, а также средства спонсоров и добровольные пожертвования.

Классификация ИТ-парка

ИТ-парки классифицируют по следующим критериям.
По характеру возникновения: естественно возникшие или искусственно созданные. Предлагаемый к созданию ИТ-парк является искусственно созданной инфраструктурой, предполагающей концентрацию в одном месте многих компетенций на договорной основе. Под компетенциями понимается средняя и средне-специальная школа, высшая школа, венчурные фонды, бизнес, инструменты бизнес-инкубирования и т.п.
По степени связи с базовыми университетами: сильная связь (технопарк на основе университета) или слабая. Предлагаемый к созданию ИТ-парк не базируется на одном конкретном выделенном университете и поэтому влияние высшей школы конкретного вуза на деятельность ИТ-парка весьма ограничено. Однако предлагается выстроить тесную связь бизнес - высшая школа через институт базовой кафедры, которая будет учитывать и реализовывать задачи и компетенции обоих сторон (ряда вузов и представителей бизнеса). Очень важно добиться доверительного взаимовыгодного сотрудничества высшей школы и бизнеса, учитывающего двухсторонние интересы. В связи с этим степень связи с базовыми университетами для предлагаемого проекта должна быть средней.
По состоянию рынка труда: дефицит или избыток квалифицированных кадров. На текущий момент в отрасли преобладает острый дефицит квалифицированных кадров.
По степени развитости инфраструктуры: достаточно или недостаточно развитая. Оценить, насколько хорошо развита инфраструктура, достаточно тяжело. Под инфраструктурой понимают большое количество материальных ресурсов, пригодных для использования за плату или бесплатно, например, электроэнергия, дорожная сеть, офисные помещения, телекоммуникационные ресурсы и т.д. Имеет смысл применять интегральную оценку, включающую в себя усредненное значение наличия/дефицита ресурсов. Предлагаемый проект должен иметь инфраструктуру достаточно развитую для организации не только рабочего процесса резидентов ИТ-парка, но и проведения научных изысканий и формирования проектов для использования венчурного финансирования. Кроме того, предлагается использовать пограничную к отрасли ИТ инфраструктуру, которая может позволить развиваться новым совместным проектам, например, в робототехнике.
По якорным резидентам: отсутствие или наличие, государственные или частные, национальные или международные. Проект предполагает наличие не менее 5 якорных резидентов, среди которых представители государственного сектора, высшей школы и бизнеса.
По условиям для создания и роста стартапов: наличие или отсутствие условий. Проект предполагает наличие института бизнес-инкубирования, что совместно с привлечением венчурных фондов создаст положительные предпосылки для развития и роста стартапов.
Плановые значения показателей.
Количество рабочих мест. С учетом всех размещенных в ИТ-парке сотрудников - резидентов ИТ-парка и управляющей компании до 5000 человек;
количество резидентов ИТ-парка - до 50.

Сведения о системе управления ИТ-парком

Структура и порядок формирования органов управления, их компетенция, права и обязанности, а также порядок организации деятельности технопарка определяются учредительными документами.
1. Руководитель управляющей компании технопарка.
Руководитель управляющей компании технопарка должен:
быть гражданином Российской Федерации;
иметь высшее экономическое или техническое образование или высшее образование в сфере управления;
обладать опытом работы на руководящих должностях не менее 3 лет (не ниже заместителя руководителя организации в сфере малого или среднего бизнеса или структуры поддержки малого и среднего бизнеса, в т.ч. государственной).
Руководитель управляющей компании технопарка:
осуществляет контроль за качеством функционирования и развития технопарка;
организует взаимодействие на уровне технопарка с органами власти, обеспечивает координацию межведомственного взаимодействия;
организует взаимодействие с органами исполнительной власти о применении на территории технопарка особого льготного режима для снижения издержек резидентов технопарка;
осуществляет руководство содействием инновационной деятельности резидентов в рамках технопарка;
осуществляет контроль за реализацией проектной деятельности в целом;
осуществляют мониторинг и контроль реализации инновационных проектов предприятиями-резидентами.
2. Управляющая компания технопарка.
Обязательные требования к управляющей компании ИТ-парка:
наличие в уставе управляющей компании положений по созданию и управлению ИТ-парка, в том числе его инновационной системы, и оказанию услуг его резидентам;
выполнение функций по созданию ИТ-парка и управлению им, в том числе в случае необходимости, по планировке территории ИТ-парка, проектированию, строительству и эксплуатации объектов имущественного комплекса ИТ-парка, осуществляемых за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования;
реализация бизнес-плана (инвестиционного проекта) создания ИТ-парка, поддержание взаимодействия с партнерами проекта создания ИТ-парка, обеспечение достижения заявленных целей создания ИТ-парка и осуществление приоритетных видов его деятельности;
предоставление услуг резидентам ИТ-парка, в том числе с привлечением сервисных компаний (подрядчиков);
организация совместной работы с привлечением университетов, научных организаций, бизнеса, органов власти, физических лиц по созданию и функционированию инновационной и венчурно-инвестиционной системы ИТ-парка;
ведение реестра резидентов ИТ-парка;
наличие правовых оснований, позволяющих управляющей компании распоряжаться имущественным комплексом ИТ-парка и осуществлять управление ИТ-парком в соответствии с ее уставом.
Перечень приоритетных направлений деятельности управляющей компании ИТ-парка:
привлечение необходимых внешних ресурсов, финансовых и материальных средств, включая инвестиции, для создания и обеспечения функционирования инфраструктуры ИТ-парка;
содействие резидентам ИТ-парка при размещении принадлежащих им (создаваемых ими) предприятий (подразделений) на территории ИТ-парка, в том числе при разработке, экспертизе и согласовании необходимой для этих целей документации, выборе подрядчиков и заключении договоров строительного подряда, производстве строительно-монтажных и пусконаладочных работ, обеспечении необходимыми трудовыми, энергетическими, природными и иными ресурсами;
привлечение в качестве якорных резидентов ведущих отечественных и зарубежных компаний, специализированных сервисных компаний, а также привлечение высококвалифицированных специалистов для работы в ИТ-парке на постоянной или аутсорсинговой основе;
организация привлечения внешних средств для работы резидентов ИТ-парка (грантов, субсидий или инвестиционных средств).
3. Экспертный совет технопарка.
Экспертный совет технопарка осуществляет:
разработку рекомендаций по основным направлениям деятельности технопарка;
научно-техническую и методическую экспертизу работ, выполнение которых предлагается осуществить в технопарке;
разработку критериев, в соответствии с которыми проводится отбор предпринимателей, организаций и проектов, даются рекомендации по размещению в технопарке инновационных предприятий, в т.ч. в бизнес-инкубаторе;
содействие повышению научно-методического уровня работы, проводимой в технопарке.
Наличие положительного решения экспертного совета обязательно при отборе инновационных предложений, научно-технических проектов, представленных для реализации.
Отношения технопарка с находящимися в технопарке организациями и предпринимателями строится на договорной основе в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Для качественного выполнения своих функций в части поддержки развития малого инновационного бизнеса и создания новых рабочих мест ИТ-парк может кроме прочего обладать наличием следующих инфраструктурных параметров:
широких функций экспертного совета, включая регулярное консультирование экспертами (по запросу управляющей компании) резидентов по текущим вопросам развития на период их пребывания в ИТ-парке;
партнерских отношений и установленного взаимодействия с инвесторами ранней стадии - бизнес-ангелами и венчурными фондами, которые позволяют привлекать инвестиции в резидентов ИТ-парка;
постоянные партнерские отношения с НИИ и вузами (закрепленными в соглашениях о намерениях), нацеленные на работу с научными коллективами (прежде всего, молодежными) и формирование на их базе новых резидентов или кадровое усиление существующих резидентов.
Управляющей компании технопарка рекомендуется рассматривать возможности осуществления на территории ИТ-парка проектов, наиболее значимых для региона или муниципального образования, а также имеющих существенную научно-техническую основу для успешной реализации, в т.ч. с применением государственно-частного партнерства.

Стратегия оказания бизнес-услуг ИТ-парком

Концепция создания ИТ-парка заключается в создании самоокупаемой структуры, которая может посредством оказания бизнес-услуг полностью обеспечивать текущие потребности. Кроме того, концепция ИТ-парка предусматривает коммерческий интерес инвестора, вложившего средства в создание инфраструктурных объектов.
Инвестор, являющийся собственником офисных площадей и предоставляющий их в аренду резидентам ИТ-парка, основной доход получает от аренды площадей. Взаимодействие инвестора и управляющей компании определяются отдельным соглашением с разделением зон ответственности и определением порядка возмещения совместных затрат на обслуживание ИТ-парка.
Управляющая компания ИТ-парка предоставляет следующие услуги:
предоставление в аренду или на другой договорной основе (при наличии правовых оснований) в соответствии с законодательством Российской Федерации движимого и недвижимого имущества ИТ-парка, в том числе земельных участков, помещений различного функционального назначения, объектов инфраструктуры, мебели, вычислительной и оргтехники, а также иных активов;
обеспечение резидентов технопарка ресурсами (электроэнергия, теплоэнергия, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение) на территории технопарка;
обслуживание инженерных сетей и имущественного комплекса технопарка и его резидентов, в том числе ремонт помещений, услуги по эксплуатации зданий;
благоустройство территории, создание парковки, обеспечение безопасности территории;
развитие и обеспечение деятельности резидентов (в том числе, с привлечением сервисных компаний): аудиторско-финансовое, маркетинго-информационное обеспечение; юридический и правовой консалтинг;
содействие в привлечении грантов, кредитов, "посевного" и венчурного капитала, услуги по оформлению заявок на получение субсидий и грантов;
организация взаимодействия с компаниями сервисной инфраструктуры, инвестиционными (венчурными) компаниями, представителями региональных и федеральных органов исполнительной власти и институтами развития;
содействие созданию производств с новыми технологиями либо развитию высокотехнологичных производств, выпускающих законченную продукцию для реализации ее на рынке;
содействие в осуществлении внешнеэкономической деятельности в целях продвижения на внешний рынок продукции резидентов, а также содействие демонстрации продукции резидентов на российских и международных выставках;
формирование среды информационного обмена между резидентами ИТ-парка, организация образовательных программ и тренингов;
услуги аренды типовой мебели;
услуги аренды IP-телефонов - предоставление услуг внутренней и внешней коммутации;
предоставление услуг Интернета и IPTV;
консультационные услуги по развитию бизнеса;
финансовые услуги, включая услуги по финансовому посредничеству, и связанные с ним вспомогательные услуги;
услуги в области составления счетов, бухгалтерского учета и отчетности налогообложения;
правовые услуги, в том числе:
консультационные услуги по юридическим вопросам и услуги по представительству;
правовое и консультационное сопровождение регистрации и защиты объектов интеллектуальной собственности (объекты авторских и патентных прав);
услуги по составлению юридической документации;
услуги по проведению правовой экспертизы представленных для рассмотрения юридических документов;
услуги по исследованию конъюнктуры рынка и выявлению общественного мнения;
консультационные услуги по вопросам управления коммерческой деятельностью и управления предприятием;
оказание консультационного сопровождения проекта и обеспечение доступа к партнерской сети бизнес-инкубатора;
услуги по предоставлению мест парковки;
услуги по обеспечению безопасности частных лиц и имущества технопарка;
услуги по дополнительной защите помещений и снабжению их специальными защитными и сигнальными средствами;
услуги по защите информации в компьютерных и технических средствах от копирования и несанкционированного доступа;
формирование неформальных сообществ инноваторов;
услуги дата-центра (сдача в аренду стоек, услуги виртуализации и так далее).
Сервисные компании предоставляют следующие услуги:
патентно-лицензионное сопровождение;
предоставление инженерных, логистических, консультационных, телекоммуникационных, сервисных и иных видов услуг;
иные сервисные услуги, включающие в себя: питание сотрудников - резидентов; обслуживание переговоров (в том числе переводы, кофе-брейки); поставку товаров общего пользования - канцелярских, продовольственных, хозяйственных; обслуживание торговых автоматов, офисных помещений; бытовые и гостиничные услуги, облегченный доступ к банковским и почтовым услугам;
услуги в области рекламы, в том числе:
услуги по продаже и аренде места и времени для рекламы;
услуги по планированию, созданию и размещению рекламы;
консультационные услуги в области рекламы;
услуги по организации рекламных мероприятий (акций);
услуги по найму рабочей силы и обеспечению персоналом;
услуги по уборке зданий;
услуги секретарей офисов;
услуги по размножению документов и материалов на бумажных носителях;
услуги почтовой связи;
услуги по устному и письменному переводу;
услуги в области образования;
услуги по обеспечению питанием и оборудованию специализированных мест для питания;
услуги по бронированию мест проживания в гостиницах;
услуги библиотек, архивов;
услуги по перевозке грузов и пассажиров, предоставлению транспортных средств;
услуги по организации мероприятий;
услуги таможенного брокера;
услуги типографии;
услуги нотариуса;
услуги почтового сервиса;
услуги кадрового сервиса;
услуга аренды офисных помещений;
услуги технологических сервисов;
медицинские услуги и аптечный пункт;
услуги страхования;
банковские услуги;
гостиничные услуги.

Резидентная политика ИТ-парка

Характеристика резидентов ИТ-парка.
Резидентами ИТ-парка должны быть юридические лица, компании, индивидуальные предприниматели, работающие в сфере информационных технологий и имеющие представительство в ИТ-парке.
Статус резидента ИТ-парка также присваивается участнику бизнес-инкубатора, студентам и преподавателям базовой кафедры, ИТ-лицея, учреждения дополнительного образования, размещенных в ИТ-парке.
Для успешного роста и развития ИТ-парка необходимы несколько крупных резидентов. На некоторых этапах развития может быть достаточно одного якорного резидента, например, крупного государственного заказчика. Резидента можно считать якорным, если он служит катализатором роста технопарка путем создания новых рабочих мест, в том числе и за пределами самого резидента, например, в сфере субконтрактинга. Очевидно, что по мере роста технопарка, количество якорных резидентов должно увеличиваться, а значение каждого из них в отдельности - снижаться.
Официальным резидентам ИТ-парка должен быть представлен ряд значительных льгот пользования ресурсами ИТ-парка, такие как аренда залов, лабораторий, оборудования, офисной техники, мебели. Также для всех резидентов должны предоставляться компетенции внешней презентации в рамках всей агломерации технопарка. Задача внешней презентации должна стоять перед управляющей компанией, а стратегия проведения презентации должна согласовываться со всеми резидентами.
Предлагается разработать и согласовать порядок принятия стратегических решений управляющей компанией с учетом мнения всех резидентов ИТ-парка. Права и значения голоса должны быть распределены между резидентами таким образом, чтобы учитывать мнение и малых, и средних резидентов ИТ-парка.
В целом управляющей компанией должен быть создан и официально утвержден документ, регламентирующий резидентную политику ИТ-парка. В документе должны быть раскрыты порядок и обоснование выбора якорных и инновационных резидентов технопарка на планируемый период с описанием занимаемой площади на территории технопарка, направления деятельности, специализации, годового объема выпуска продукции, численность работающих на территории технопарка, ссылки на интернет-адрес сайта.
Управляющей компанией должен утверждаться план мероприятий по реализации резидентной политики ИТ-парка. Документ должен иметь среднюю (1 год) и долгосрочную перспективу (3 - 5 лет). План должен учитывать формирование мероприятий по реализации резидентной политики (увеличение количества резидентов, увеличение среднего показателя выручки на одного резидента, доведение количества заявок на размещение в технопарке до планового, достижение высокой степени информированности экономического сообщества о деятельности и возможностях технопарка, создание благоприятных условий для деятельности резидентов, оказание поддержки (снижение налоговых ставок) для резидентов технопарка, обеспечение притока финансовых ресурсов для развития резидентов, увеличение количества инвесторов, привлечение частных инвестиций).

Термины и определения

Технопарк - комплекс объектов инновационной инфраструктуры, включая объекты инженерной и технологической инфраструктуры, технологический инкубатор, инфраструктуру для промышленного дизайна и прототипирования, инжиниринговые услуги, организацию производства и доступа к системам снабжения ключевых потребителей, обеспечивающий полный цикл услуг по размещению и развитию новых инновационных компаний.
ИТ-парк является технопарком в сфере высоких технологий - технопарк, обеспечивающий полный цикл услуг по размещению и развитию новых компаний в сфере высоких технологий, а также их территориальную интеграцию с научными и образовательными организациями, финансовыми институтами, организациями, осуществляющими производственную и инновационную деятельность, и индивидуальными предпринимателями в целях формирования современной технологической и организационной среды для предпринимательства в сфере высоких технологий и реализации венчурных проектов.
Управляющая компания ИТ-парка - российская коммерческая организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляющая деятельность по управлению ИТ-парком, обладающая правом распоряжения недвижимым имуществом, включая земельные участки ИТ-парка, и осуществляющая (осуществившая) в рамках инвестиционных проектов капитальное строительство объектов инфраструктуры и промышленности ИТ-парка.
Партнеры ИТ-парка - профессиональные девелоперские организации, обеспечивающие создание коммерческих объектов ИТ-парка.
Инновационный продукт - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.
Инновационный проект - комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов.
Концепция 2020 - Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р.
Проект ИТ-парка - проект создания ИТ-парка, включающий в себя разрабатываемую и (или) разработанную документацию концептуального, технико-экономического и исполнительного назначений.
Резидент бизнес-инкубатора ИТ-парка - резидент ИТ-парка, размещенный в бизнес-инкубаторе ИТ-парка.
Резидент ИТ-парка - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с Правительством Удмуртской Республики и (или) управляющей компанией ИТ-парка соглашение, предусматривающее местонахождение юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории ИТ-парка, давшие согласие на передачу федеральным органам исполнительной власти сведений о фактических налоговых и таможенных платежах в федеральный бюджет при ведении хозяйственной деятельности.
Сервисная компания - организация и (или) индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги резидентам ИТ-парка.
Якорный резидент ИТ-парка - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, подтвердившие при составлении заявки на создание ИТ-парка намерение заключить с Правительством Удмуртской Республики и (или) управляющей компанией ИТ-парка соглашение, предусматривающее условия о местонахождении юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории ИТ-парка, а также обязательство занимать не менее 10 процентов от общей площади ИТ-парка.
Имущественный комплекс ИТ-парка - комплекс объектов недвижимости, включающий офисные, технические, производственные, административные, складские и иные помещения и сооружения, расположенные на обособленной территории, обеспеченные энергоносителями, инженерной и транспортной инфраструктурой, оборудованием коллективного пользования. Также в имущественный комплекс могут входить жилые помещения, предназначенные для служебного пользования, за исключением объектов индивидуального жилищного строительства.
Элементы функционирования инновационной системы ИТ-парка - экспертный совет ИТ-парка, бизнес-инкубатор, инжиниринговый центр, центр коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов интеллектуальной деятельности, центр сертифицирования, сервис по оформлению интеллектуальной собственности, сервис по оказанию маркетинговых услуг, центр коллективного пользования, венчурные фонды, представительства венчурных фондов и прочие инструменты финансирования и поддержки резидентов.
Бизнес-инкубатор - организация, созданная для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности - стадии, при которой срок деятельности субъекта малого предпринимательства с момента государственной регистрации до момента подачи заявки на участие в конкурсе на предоставление в аренду помещений и оказания услуг бизнес-инкубатором не превышает 3 (трех) лет (далее - ранняя стадия деятельности), - осуществляющая такую поддержку путем предоставления в аренду помещений и оказания услуг, необходимых для ведения предпринимательской деятельности, в том числе консультационных, бухгалтерских и юридических услуг, а также проведения образовательных тренингов и семинаров.
Центр коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов интеллектуальной деятельности (центр трансфера технологий) - инфраструктурный элемент ИТ-парка, основным видом деятельности которого является вовлечение в экономический оборот научных и (или) научно-технических результатов интеллектуальной деятельности.
Инжиниринговый центр - самостоятельное юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица, относящееся к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Экспертный совет - орган, осуществляющий экспертные функции по проведению отбора субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующих высокотехнологичные проекты, а также проектов на присвоение им статуса резидентов технопарка и резидентов бизнес-инкубатора, соответственно, выполнению мониторинга деятельности резидентов на предмет соблюдения ими заключенных соглашений, а также подготовки рекомендаций по программам развития технопарка.
Концепция ИТ-парка - единый документ, утвержденный Правительством Удмуртской Республики и описывающий основные принципы создания и работы ИТ-парка.


------------------------------------------------------------------